В старину сначала в лес отправляли одну из самых уважаемых женщин. Эта женщина собирала первый урожай, который и объявляли нормой для остальных. Затем уже в лес шли все, расстилали ковры и отправлялись на поиски орехов. Орехи выкладывали на общий ковер, и начиналось народное гулянье — веселье, песни, пляски.
Существовали у наших предков и особые ритуалы, связанные с Ореховым Спасом. Если находили два сросшихся ореха, нужно было левой рукой положить их в кошелек — тогда весь год деньги всегда водиться. А еще в старину девушки и женщины гадали по орешкам.
Найденный первый орех обязательно нужно было попробовать и по виду, содержанию и вкусу «прочитать» его значение. Если он пустой — не жди перемен. Если гнилой — к беде. Если горький — к измене. Если сладкий — к счастливой любви. Если спелый — к благополучию. Если незрелый — к важным новостям. Чтобы узнать, сбудется ли заветная мечта, нужно было мысленно загадать желание и бросить орех в костер. Если он вспыхнет и запылает—желание сбудется.
Вообще, орехов во время Спаса старались собрать как можно больше, верили: сколько орехов будет собрано, столько и радостей будет в семье. Хлебным же этот Спас называли потому, что накануне отмечалось Успение Пресвятой Богородицы, с которым праздником связывалось окончание жатвы хлебов.
В этот день пекли пироги из муки нового урожая и говорили: третий Спас хлеба припас. Сегодня традиция празднования Орехового (Хлебного) Спаса практически утрачена. Разве что где-то в деревнях о ней помнят по бабушкиным рассказам. Но возродить ее несложно.
Достаточно в этот день пойти в лес за орехами. Ну, или просто купить грецкие орехи, фундук, миндаль, фисташки, чтобы потом использовать их по прямому назначению — кулинарному. И польза немалая, и традиция хорошая.